Мелкая моторика – это движения мелких мышц кистей и пальцев рук. К ним относятся, например, захват предмета или застегивание пуговицы. В отличие от крупной моторики, при которой задействованы туловище целиком, мелкая моторика подразумевает совершение более точных и ловких движений кистями и пальцами рук. Развитие мелкой моторики у ребенка напрямую влияет на его речь и умственные процессы, и является актуальным вопросом в развитии дошкольника.
Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук у дошкольников
- НАНИЗЫВАНИЕ ПРЕДМЕТОВ
Для нанизывания на шнурок или верёвку могут подойти бусины, макароны, катушки от ниток. В процессе нанизывания предметов ребёнок учится координировать движения обоих рук. Ребёнок манипулирует деталями, проявляет сосредоточенность
- ЛЕПКА
Огромным потенциалом для развития мелкой моторики дошкольников обладает лепка. Занятие лепкой является самым осязательным видом художественного творчества (ребенок не только видит, что создал, но и трогает, берет в руки и изменяет). Процесс лепки также способствует восприятию предмета, развивает воображение, пространственное мышление.
- ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ
Понятие «пластилинография» включает в себя два слова: «пластилин» – это художественный материал, реализующий замысел, создающий полуобьемные изображения и «графия» – изображать, создавать. В процессе пластилинографии используются различные приёмы, которые активно влияют на развитие мелкой моторики дошкольников. Например, размазывание пластилина, скатывание шариков и другие.
- АППЛИКАЦИЯ
Под аппликацией принято понимать вид творчества, направленный на создание поделок из материалов разного типа. Ребенок за таким занятием активнее усваивает знания о цвете, величине. Отрывая кусочки бумаги, сминая салфетки или скручивая в «комочки», ребенок получает своеобразный курс самомассажа, так как материалы оказывают воздействие на кончики пальцев. Особенно хорошо влияют на развития мелкой моторики применение нетрадиционных материалов для аппликации, например, крупы. Дети, перебирая их пальчиками, совершают щипковые движения, учатся подхватывать очень маленькие предметы, удерживать их и помещать в нужное место.
- ОРИГАМИ
Оригами — это вид декоративно-прикладного искусства и техника складывания бумаги. Оригами помогает развивать мелкую моторику руку дошкольников через освоение навыков работы с бумагой. Складывание различных фигур в данной технике требует точности и ловкости движений, что помогает укрепить мышцы рук и улучшить координацию.
- ПАЗЛЫ
Составление пазлов - одно из любимых занятий для детей при проведении свободного времени. Это веселая развивающая игра, сущность которой заключается в том, чтобы из нескольких деталей сложить картинку восстановить ее первоначальный вид. Пазлы, как правило, состоят из большого числа небольших деталей, что содействует формированию мелкой моторики и координации процессов ребенка, а это в свою очередность является замечательной подготовкой рук дошкольника к освоению работы с кисточкой, карандашом и ручкой.
- КОНСТРУИРОВАНИЕ
Конструирование – одно из самых любимых детских занятий. Оно является не только увлекательным, но и полезным для ребенка. Прежде всего, конструирование считается одним из важнейших средств умственного воспитания. Оно ориентирует на целостное восприятие будущей постройки, учит наблюдательности, умению обобщать, сравнивать, анализировать. Конструирование помогает улучшить ловкость и гибкость пальцев, научиться контролировать силу движений.
Автор: Студентка Каменск-Уральского педагогического колледжа Чиканова А.Е.